Еще три месяца, и малыш спрыгивает со ступеньки, ходит сам по лестнице, держась за перила. Свободно бегает наперегонки. Умеет ходит на четвереньках, но не тех, младенческих – на коленках, а на вытянутых руках и ногах. Кружится, стоя на двух ногах, и как юла, руками отталкиваясь от пола.
Ребенок уже знает, как называются части тела. Отдельные слова говорит неправильно, но всегда повторяет, если его поправить.
Хорошо запоминает стихи и песенки. Поет в расческу, в стакан, имитируя микрофон. Подражает голосам всех домашних животных.
Сюжеты игр усложняются. Малыш в состоянии играть по придуманному сценарию: «в поликлинике», «мама готовит обед», «гости пришли» и т.д. В это время он не с вами, а в своем мире. Не отвлекайте, он учится жить.
Вполне может замещать отсутствующие предметы другими: градусник – карандашом, накормит кукол «понарошку», воображаемой едой из рук, из стульев соорудит машину и поедет на дачу.
Зарождаются актерские таланты. Если попросить изобразить злого, доброго, занятого человека или животного, с задачей справится. Умеет сопереживать, олицетворять себя с персонажем.
Разбирается, что такое хорошо и что такое плохо. Жалеет, негодует, расстраивается, злится, радуется – то есть развита вся гамма чувств. «Мама, не грусти, ведь я же с тобой!». Знает, как будни отличаются от праздников, зачем дарят подарки.
Когда идете с малышом в поликлинику, берите, чем его занять, чтобы не томить в безделье. Игрушки, листок бумаги и карандаши, планшет с мультиками, книжки ему почитайте. В таких присутственных местах доверить ребенку самому выбирать себе занятость будет неправильно. Он измучается от безделья, станет капризничать, сам не понимая, что с ним происходит.
Приучайте и мальчиков, и девочек к домашнему труду. Вот радости будет – помыть пару тарелок, повесить полотенца на крючки, положить в холодильник купленные продукты. Они это могут.