Известную пословицу: «Слово — не воробей!» каждый из нас понимает. А вспоминаем ли мы о ней, когда общаемся с детьми?
Известные всем фразы считаются безобидными и истоки берут в советской традиции воспитания. Но… если бы взрослые знали, сколько обиды и страха они приносят маленьким. Каждый родитель хочет вырастить уверенного и позитивного ребенка, и поэтому чтобы так оно и было, разберемся «Какие ошибки мы можем совершить, общаясь с ребенком» и «Как их исправить».
Содержание статьи
ОШИБКА 1. ПРОГНОЗЫ-ПУГАЛКИ
Что говорят взрослые…
«Не носись — шею свернешь»; «Будешь плохо есть — тебя любой поколотит»; «Не строй рожи — навсегда таким останешься».
… и почему этого говорить нельзя.
В память ребенку врезается только вторая часть конструкции: «упадешь», «поколотит», «навсегда останешься. Поэтому вскоре маленький делает вывод, что жизнь очень опасное мероприятие, где неприятности подстерегают на каждом шагу. Вскоре мама может обнаружить, что ее бойкий малыш «неожиданно» стал робким и нелюбопытным.
Работа над ошибками
Не запугивайте, а старайтесь заинтересовать желаемым поведением. Например: «Если ты будешь хорошо кушать, то будешь сильным и сможешь быстро ездить на велосипеде»; «Если поспишь днем — наберешься сил, сможешь долго гулять в зоопарке».
ОШИБКА 2. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
Что говорят взрослые…
«Не трогай, сейчас опять сломаешь!»; «Дай я лучше сама сделаю!».
… и почему этого говорить нельзя.
Эти фразы ребенок понимает как «ты плохой, у тебя никогда ничего не получится. Это буквально рушит уверенность в себе и своих силах. В будущем такой ребенок вряд ли захочет попробовать свои силы в спортивной секции или музыкальной школе.
Работа над ошибками.
Совершая ошибки, ребенок развивается и вырабатывает уверенность в себе. Мы можем ему помочь фразами: «Попробуй еще раз!»; «Сломал? Не страшно, сейчас починим!».
ОШИБКА 3. СРАВНЕНИЕ
Что говорят взрослые…
«Маше тоже три, а она уже моет руки сама!»; «Посмотри на мальчика — он никогда не дерется!».
… и почему этого говорить нельзя.
Ребенок начинает сомневаться — действительно ли родители его любят? А может, соседскую Машу все-таки больше? И не уйдут ли они к ней навсегда? В результате вместо «положительного примера» ребенок получает страх и растерянность, а вместо желания подражать соседской Маше — ревность и желание дернуть ее как следует за косичку, чтоб не была такой хорошей.
Работа над ошибками.
Гораздо более правильная стратегия — устроить соревнование ребенка… с самим собой. Месяц назад он еще не мыл руки сам — а сейчас начал; год назад не умел кататься на велосипеде — сейчас гоняет без «спутников. Заведите красивый журнал успехов и просматривайте его вместе с малышом. Напоминание о прошлых победах подтолкнет ребенка к новым достижениям».
ОШИБКА 4. ЗАХВАЛИВАНИЕ
Что говорят взрослые…
«Ты у меня самый умный (способный, красивый… ); «Куда Сашке до тебя!».
… и почему этого говорить нельзя.
Постарайтесь хвалить не самого малыша («Ты у нас самый расчудесный»), а его действия («Ты отлично нарисовал»; «Ты хорошо все сделал»). Иначе ребенок окажется слишком зависим от одобрения окружающих и стремиться будет к похвале, а не к достижению цели». Кроме того, скоро ваш маленький окажется в первом детском коллективе (садике, школе), где вряд ли сверстники тут же кинутся признавать его «звездность». А это может стать довольно сильным разочарованием».
ОШИБКА 5. ОБВИНЕНИЯ
Что говорят взрослые…
«Перестань кричать — у меня сейчас голова лопнет!»; «У бабушки чуть сердце не остановилось!» и т. п.
… и почему этого говорить нельзя.
Ребенок воспринимает все буквально. Чувствительные и эмоциональные детки могут превратиться в молчаливых тихонь — ведь из-за любого открытого проявления эмоций у мамочки может разлететься на куски голова! Карапузы пошустрее поэкспериментируют с высотой и громкостью воплей, убедятся, что головы-сердца у всех целы, и начнут игнорировать все ваши призывы. Позже эти дети вряд ли посочувствуют вам во время болезни — мама ведь столько раз шутила, что ей больно…
Работа над ошибками.
Лучший способ справиться с разбушевавшимся карапузом — переключить его внимание на игру. Носится по квартире с первобытными воплями — подойдите и шепните что-нибудь на ушко. Ребенок заинтересуется… и через несколько секунд охотно сменит «кричалки» на «шепталки».
ОШИБКА 6. УЛЬТИМАТУМЫ
Что говорят взрослые…
«Не съешь суп — торта не дам»; «Не уберешь игрушки — мультика не увидишь»;
… и почему этого говорить нельзя.
Ваш маленький все схватывает на лету, правда? Вы хотите через пару лет услышать: «Не дашь пирожное — суп есть не буду»; «Учить буквы?! Тогда купи во-о-он ту машину!»?
Работа над ошибками.
«Если приучать к режиму получается только через ультиматум, призовите на помощь игру. Например, суп — это море, в котором плавают кораблики-овощи. Ваш «китенок» охотно их «проглотит»».
ОШИБКА 7. ШАНТАЖ ЛЮБОВЬЮ
Что говорят взрослые…
«Я тебя такого не люблю!»; «Ну и кто с таким чумазым дружить будет?»; «Не будешь слушаться — любить не буду!».
… и почему этого говорить нельзя.
Еще ни одного малыша эти фразы не заставили вести себя хорошо. Напротив, ребенок начинает чувствовать сильный страх и растерянность. И пытается вернуть мамин интерес любыми доступными способами — то есть капризами и истериками. Ведь ребенок подсознательно чувствует, что любовь мамы или ее отсутствие для него вопрос выживания, тут уже не до хороших манер! Не говоря о том, что шантаж любовью может привести к низкой самооценке на долгие годы: ребенок запомнит, что сам по себе он любви не заслуживает, ну разве только если будет выполнять все пожелания окружающих.
Работа над ошибками.
Самое важное для мам «грамматическое» правило: по отношению к малышу слово «люблю» с частицей «не» не употребляется. Исключений из правила нет.
Дети — наше счастье. И чтобы они были такими, какими мы желаем, прежде всего воспитывайте себя, а не их.